Я существую — я мыслю.

В поисках истины.

Previous Entry Поделиться Next Entry
О смирении
стандарт
ivankabanets

Понятие "смирение" в православном сообществе фигурирует довольно часто и является предметом самых различных спекуляций, прежде всего, со стороны власть имущих. Однако, Сам Христос, не имея никакого лукавства, называет Себя смиренным: "…Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим." (Мф.11:29). При том, что Он отнюдь не отрекался от Своей воли, напротив, проявляя её во всей полноте, подчас довольно неудобно для тех, кто был облечён как гражданской, так и церковной властью.

"Смириться" означает отречься от "своей воли". Что это такое? "Уже не Я живу, но живёт во мне Христос." (Гал. 2:20). Означает ли это, что апостол Павел как личность растворился и вместо неё живёт личность Христа? Какое безумие! Читаем толкование Иоанна Златоуста:
"Подобно тому, как грех, овладев человеком, сам живет в нем, направляя душу его по своему желанию, точно так же, если с умерщвлением греха человек делает благоугодное Христу, то такая жизнь является уже не жизнью человека, но живущего в нас, т. е. Действующего и управляющего (Христа)."

Т.е. речь идёт о нравственном, а не ОБЩЕМ поведении. Соответственно, призыв смириться означает отсечь греховные помышления и свою волю направить к доброму, т.е. к деятельности в соответствии с заповедями Ветхого и, особенно, Нового Заветов. Если же "благословение" что-либо делать не является однозначным в вопросе нравственного характера, то человек не просто в праве, но ДОЛЖЕН испытать свою совесть на предмет того, является ли исполнение данного повеления следованием Господу или же это есть некое явление иного характера. Христос "смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной." (Флп. 2:8). Кому послушлив был Христос? Иудеям, распинающим Его? Совсем нет, Он был послушлив Богу Отцу!

Почему-то библейские примеры послушания Богу впоследствие были перенесены на послушание людям, при этом, доведённое до абсурда а-ля "сажать морковь вверх ботвой". Часто приводится в пример цитата апостола Павла: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены." (Рим. 13:1), однако, мало кто при этом вспоминает другой вариант событий, при котором апостолы отвечали иудеям, имеющим власть судить их:
"Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: суди́те, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?" (4:19), тем самым явив конкретный пример того, что грех противления Христовой правде есть более тяжкий, чем грех непослушания Богом данным властям.

Считается, что смирился — превратился в робот, слепой механизм, который, не имея аналитического аппарата, слепо исполняет то, что "благословили", в духе армии, — "приказы не обсуждаются"! Под видом "смирения" часто взращиваются существа, лишённые всякой воли или же двоемыслящие (в духе Оруелла) лицемеры. Однако, если у человека нет своей воли, то сможет ли он, подобно Павлу, сказать: "Уже не Я живу, но живёт во мне Христос." Не сможет! Потому, как Павел СВОЕЙ волею выбрал, чтобы Христос жил в нём.

Власть — это тоже люди, со своими страстями и личными духовными катастрофами. Слепое подчинение без рассуждения порождает уродства. Сейчас всякое проявляние личной воли, неудобное для имеющего власть, клеймится как "отсутствие смирения". При этом человеку почему-то вменяется в обязанность терпеть всякое отношение к себе, не размышляя и не давая этому оценку, по послушанию. Не от чужих, но от своих же. В результате неокрепшие люди могут стать настоящими нравственными уродами, с деградировавшим в себе Образом Божиим, способными "по благословению" пойти и против Христа, не отдавая себе в этом отчёта. Многие из них, получив впоследствии какую-то власть, повторяет ту же методику поведения, прививая другим "благочествие", создавая искусственные испытания.

Взращиваются ли таким образом христианские добродетели? Этот вопрос пока остаётся без ответа. Ниже я приведу несколько цитат, посвящённых добродетели смирения:

…Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. (Мф.11:29)

Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лк.14:11)

Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать. (Лк.17:10)

Если принимать себя лишь за жалкое существо, то тогда легко позволить и простить себе множество всякого рода беззаконий; и в действительности, считая себя низшими существами по отношению ко Христу, люди (да не покажется сие неким преувеличением) отказываются следовать за Ним на Голгофу. Умалять в нашем сознании предвечный замысел Творца о человеке не есть показатель смирения, но заблуждение и более того – великий грех… Если в плане аскетическом смирение состоит в том, чтобы считать себя хуже всех, то в плане богословском божественное смирение есть любовь, отдающая себя без остатка, целиком и до конца.
Архимандрит Софроний (Сахаров)

Говорящие или делающие что-либо без смирения подобны строящему храмину без цемента. Опытом, разумом обрести и познать смирение есть достояние весьма немногих. Словом о нем разглагольствующие подобны измеривающим бездну. Мы же, слепые, мало нечто о сем великом свете гадающие, говорим: смирение истинное ни слов смиренных не говорит, ни видов смиренных не принимает, не нудит себя смиренно о себе мудрствовать, и не поносит себя, смиряясь. Хотя все это начатки суть, проявления и разные виды смирения, но само оно есть благодать и дар свыше.
Св. Григорий Синаит.

Любовь, милость и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действия имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви.
Преп. Амвросий Оптинский.

Смирение есть не уничтожение человеческой воли, а просветление человеческой воли, свободное подчинение ее Истине.
Н.А. Бердяев.


?

Log in